Законодательство

В демократических государствах, чтущих свободу слова, то есть в таких, как Эстония, обычно нет законов, которые отдельно регулируют печатные издания. Для печатных изданий (книг, журналов и газет) не требуется регистрация и разрешение на издание; количество разных печатных изданий определяет рынок. Прочие ограничения на средства массовой информации могут быть обусловлены криминальной и/или гражданской ответственностью за клевету, вытекающие из закона о защите личных данных или пенитенциарного кодекса, в размере предусматривающим ответственность за разжигание вражды и насилия. Такие положение действуют в отношении определенных высказываний, не зависимо от способа их выполнения.

Именно на таких принципах основан правовой порядок, регулирующий эстонскую масс-медиа. Вопросы вызывает то обстоятельство, что в отношении аудиовизуальных и печатных СМИ уже существовуют отдельные правила, а в отношении Интернета находятся на стадии разработки. Интернет развился так быстро и непредсказуемо, что законодательство не поспевает за ним, а это значит, что в основной части Интернет не регулируется. Эта проблема актуальна не только для Эстонии, но вопрос этот является существенным, поскольку Интернет и Интернет-медиа имеют в Эстонии огромное значение. Многие вопросы, связанные с СМИ, вставшие на повестке дня в Эстонии, в Европе и остальном мире, затрагивают именно важность модных технологий в регуляции масс-медиа.

[1] Основным юридическим актом, регулирующим доступ к социально-значимой информации, является Закон об общественной информации, принятый в 2000 г., и вступивший в силу в январе 2001 г. Другие соответствующие законы включают Закон о защите данных, Закон об архивах, Закон о государственной тайне и Закон об экологическом реестре.

Одной из особенностей эстонского Закона об общественной информации является широкий спектр учреждений и лиц, которые обязаны предоставлять информацию по легитимному запросу частного лица/организации. Согласно эстонскому Закону об общественной информации, в список владельцев общественной информации, обязанных разглашать информацию по запросу частного лица или организации, входят органы государственного управления, неправительственные организации и частные компании, осуществляющие социально-значимую деятельность, например, образование, здравоохранение, общественные работы или иные общественные услуги.

[2] Право на доступ к официальным документам или информации, находящимся в распоряжении  государственных органов власти или частных компаний в Эстонии, может быть ограничено в том случае, если документы или информация засекречены как государственная тайна. Закон о государственной тайне устанавливает четыре уровня секретности, а информация может быть засекречена на срок до пятидесяти лет. Внутренняя информация, которая может быть закрыта на срок до пяти лет, определена в Законе об общественной информации, и может включать данные, касающиеся незаконченных судебных процессов; собранные в ходе процедуры государственного контроля; потенциально угрожающие внешним связям государства; связанные с вооружением и местонахождением военных объектов; потенциально угрожающие наследию или естественной среде обитания; касающиеся мер безопасности; проекты законов и положений; другие документы, не включенные в реестр; и персональные данные.

[3] Запрещается ограничивать доступ к информации, связанной с опросами общественного мнения, общей статистикой, экономическими и социальными прогнозами, окружающей средой, собственностью и качеством потребительских товаров. Следует отметить, что, согласно Закону о защите данных, физические лица имеют право на доступ к информации о них самих, находящейся в распоряжении государственных и частных учреждений.

Закон об общественной информации требует, чтобы органы власти регистрировали запросы на информацию и отвечали заявителям в течение пяти рабочих дней. Информация, как правило, предоставляется бесплатно, кроме случаев, когда плата за предоставление информации предусмотрена законом. В законе содержится положительное обязательство органов государственной информации о размещении общественной информации на их Интернет-сайтах и обеспечении обновления этой информации. В целом, эстонский Закон об общественной информации содержит ряд положений, связанных с электронным доступом к официальной информации и ее публикацией. Эстония известна как одна из стран, достигших значительных результатов в развитии и реализации инструментов и приложений «электронного правительства». Эстонский Закон об общественной информации является частью правовой основы устойчивой системы «электронного правительства» страны.

Важным институциональным элементом эстонского законодательства о праве на информацию является наличие независимого государственного органа, отвечающего за контроль исполнения эстонского Закона об общественной информации. Надзор за реализацией законодательства о праве на информацию в Эстонии осуществляется Органом по защите данных, ежегодно отчитывающемся перед эстонской законодательной властью о соблюдении Закона об общественной информации. Любое лицо, которому было отказано в доступе к запрошенной информации, может подать жалобу в Орган по защите данных или в административный суд.

[4] В январе 2011 года вступил в силу Закон об услугах масс-медиа. Закон о медийных услугах не регулирует печатные издания и масс-медиа, распространяемые в Интернете, которые не приравнивается к телевиденью. Это значит, что настоящий закон не регулирует сетевые дневники (блоги), интернет-странички и пр. Как и вышеупомянутая директива ЕС, так и закон о медийных услугах распространяется на Интернет только через услуги телевидения и заказываемых телевизионных и радиопередач, в случае если они используют Интернет как метод вещания.

Новейшие изменения в Законе об услугах средств массовой информации внесло Государственное собрание, или Рийгикогу в феврале 2015 года. Данные изменения ограничат возможности для показа спонсорской рекламы от организаторов азартных игр, у которых нет разрешения на организацию и деятельность в этой сфере в Эстонии.

[5] Среди правил, установленных законом, затрагивающих СМИ, можно выделить положение за разжигание вражды – параграф 151 пенитенциарного (или Уголовного) кодекса, которое так и называется «Разжигание социальной вражды».

Кодекс постоянно совершенствуется — в него вносятся поправки в силу меняющегося времени и возникающих на повестке дня проблем.

Особенно нужно отметить тот факт, что в пенитенциарный кодекс в 2013 году были добавлены параграфы о ходатайстве о доступу к детской порнографии и отслеживанию последней (§ 1751), а также изменены положения об изготовлении и предоставлении таковой (§ 178). Цель изменений – усложнить использование детской порнографии. Положения являются частью более широких законодательных изменений, цель которых – защитить детей, включая, например, изменения в части запрета на покупку секса у несовершеннолетних. Поправки вступили в силу 23 декабря 2013 года.

Поправки к параграфам о разжигании вражды (с целью улучшения соответствия регуляции рамочному решению Совета Европейского Союза по борьбе с расизмом и ксенофобией), которые обсуждались в течение нескольких последних лет и на организованных министерством юстиции круглых столах, не были приняты в 2013 году.

 

 

Оставьте комментарий